ochakoved (ochakovo) wrote,
ochakoved
ochakovo

Category:

В Очаково за грибами или тайна Михайловского поста

Меня уже давно волновал вопрос, как и зачем могла появиться платформа Востряково в такой близости от станции Очаково?
Сегодня мне попался на глаза рассказ начала прошлого века о том, как некие незадачливые дачники пошли за грибами в Очаково ("Охота за грибами").

Медведев, Лев Михайлович (1865-1904). Из тины житейской. Сб. рассказов. М., 1905:

Медведев, Лев Михайлович (1865-1904). Из тины житейской. Сб. рассказов. М., 1905

Если предположить, что все топографические детали рассказа верны, а не разбавлены авторской фантазией, то возникает вопрос: что это за "Михайловский пост" и почему не упомянут разъезд Очаково, который появился одновременно с самой дорогой в 1899 году (проверял документально).
Конечно, сразу возникла мысль, что под "Михайловским постом" подразумевается платформа Востряково, которая изначально (до 1930-х) находилась у деревни Михалково, которую вроде бы иногда называли альтернативно "Михайловской". Проблема в том, что ни в одном историческом справочнике остановочный пункт с таким названием не упомянут.
Далее я припомнил, что в Википедии написано про платформу Матвеевскую: "Поезда в Матвеевском не останавливались. Ближайшая станция находилась в Востряково, а позднее — в Очакове". Я до сих пор считал эту фразу чистейшей выдумкой и вот у неё появилось косвенное подтверждение!
Пришлось зарыться в дореволюционные справочники. Выяснилось, что ранее 1906 г. о платформе Востряково не упоминается.
Всеобщий календарь на 1902 год (издание 1901 г.) на стр. 375 упоминает только о двух платформах: пл. Очаковская и пл. Сукова. Ничего между ними нет.
Смотрим Всеобщий календарь на 1901 год (издание 1900 г.), на стр. 478 указано, что ближайшая станция от Москвы - Внуково (22 верста), при этом нет ни Очаково, ни Суково.
Остаётся предположить, что в первый год существования Брянской линии, открытой 1 августа 1899 года, на разъезде №11 (Очаково) не было пассажирской остановки.
Однако эта ж.д. была частной и владельцам надо было "отбивать" вложенные средства. Поэтому для московских дачников организовали временную посадку-высадку на железнодорожном посте у деревни Михалково.
Надо сказать, что железнодорожный пост - это такой технический пункт, который организуется на подъездах к железнодорожным узлам (отсюда такая близость к разъезду Очаково). Для обслуживания пассажиров он категорически не предназначен. Но если очень хочется - то всё можно. Наверное, владельцы дороги приказали по быстрому сколотить деревянную платформу для дачников и стали продавать билеты. Ни в один справочник эта "нелегальная" остановка попасть не могла, но в народе её успели прозвать "Михайловским постом".
Когда через год была наконец организована нормальная платформа на разъезде Очаково, времянку сразу прикрыли.
Однако ещё через пять лет подумали: зачем же добру пропадать? И вновь открыли первоначальную платформу, присвоив ей фамилию капиталиста Дмитрия Вострякова, имевшего отношение к финансированию этой новой линии.
Такова моя версия.
Остаётся добавить, что очень похожая история случилась всего в нескольких верстах от бывшей пл. Востряково.
После открытия в 1870 г. движения на участке Москва - Смоленск Брестской железной дороги в прилегающей к дороге местности начинается интенсивное дачное строительство. В 1875 г. московские предприниматели братья М.А. и С.А. Немчиновы получают в аренду под дачное строительство свыше тысячи десятин земли вблизи 16-й версты дороги. По их ходатайству в 1876 г. рядом со строящимися дачами открывается платформа, названная по фамилии арендаторов "Немчиновский пост". Вскоре ее название упростилось до Немчиновка. За поселком также закрепилось это название, а в 1939 г. он официально становится поселком дачного типа Немчиновка.

Tags: 1900е, Востряково, Железная дорога, Исторические документы, Станция Очаково
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments